воскресенье, 10 июня 2012 г.

Проблемы и пути решения


Уважаемые коллеги! С какими проблемами возможно столкнуться при внедрении дистанционных технологий в образовательный процесс? Как их можно решить?

15 комментариев:

  1. Самая главная проблема в том, что проблему хотят решить, не тратя средств. И вторая проблема в том, что её стараются решить "сверху", то есть бюрократическими методами.
    Как бы видел решение проблемы я?
    Очень просто.
    1. Школе даётся задание организовать ДО для N-го количества учеников.
    2. В школе назначается заместитель директора по ДО.
    3. В школе выделяется технический IT-специалист. По идее такой специалист обязан быть уже при наличии 5 компьютеров в школе, на практике их нет и при 50 компьютерах. Если в школе IT-техники мало, специалист выделяется управлением образования на несколько школ(например, сельских).
    4. Ответственный завуч выдвигает систему требований, технический специалист на их основе предлагает технические решения (необходимое оборудование, программное обеспечение и пр.)
    5. Назначаются требуемые программные курсы и преподаватели, ведущие эти курсы. Организуются испытательные группы учащихся. Первоначально планируются курсы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО обучения (вроде предметных кружков).
    6. Преподаватели представляют программы курсов. С техническим специалистом ведётся поиск решений для их осуществления. Проводится несколько "уроков в пустоту", для отработки и начинаются занятия на курсах.
    7. Учитывая то, что на преподавателя при этом ложится дополнительная нагрузка по разработке внедрению новых технологий, прочая учебная и внеклассная нагрузка на него должна быть снижена без ущерба в заработной плате. Более того, он должен получить ощутимую финансовую прибавку, чтобы стать заинтересованным в такой работе, иначе она станет нагрузкой от которой будут пытаться избавиться.
    8. После определения требуемых технических средств должны быть поставлены чёткие сроки внедрения. Необходимые финансовые средства должны быть выделены немедленно и в полном объёме, иначе внедрение "повиснет" из-за нерадивости сотрудников, которую они спишут на недостаток финансирования. ИМХО, любое внедрение чего-то при недостаточном финансировании - имитация внедрения.

    Как технический специалист не вижу никаких технических трудностей подобного внедрения. Могу внедрить в школе подобную систему в достаточно ограниченные сроки. Требования, финансы, люди - всё, что необходимо.
    Заранее знаю, как всё это будет выглядеть "в реале".
    В школы "спустят" указания использовать какой-нибудь "готовый" портал (скорее всего, использующий Moodle). Преподавателей заставят опубликовать там "свои уроки", которые они на 99% перепишут с учебников и друг у друга. Опубликуют несколько "самолепленных" презентаций и перепечатанных откуда-то тестов. Несмотя на имеющиеся более передовые (и кстати в большинстве бесплатные) технологии, "сверху" вменят "пользоваться этим". Учителей будут нагружать "дистанционкой", ничего не давая взамен. И "внедрение" будут осуществлять не считаясь с мнением школьного IT-специалиста (скорее всего его не будет вовсе, - крутитесь так).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я согласна, что проблему дистанционного обучения указом « сверху» не решить. Но меня всегда пугает простое решение сложных задач. С Вашей точки зрения, достаточно найти технического специалиста, который сможет создать уникальные тесты и не избитые презентации за определенную сумму. Или кроме технических специалистов в этом процессе будут участвовать педагоги? Зная объем работ и их примерную стоимость, я могу предположить, что это будет очень не дешево. Попытки создания таких курсов не получились ни у Телешколы, ни у Км-школы.
      А чем Вас не устраивает Moodle? В Саратове на нем работают не только школы, но и многие ВУЗы. Эта оболочка используется более чем в 100 странах.

      Удалить
    2. Здесь должно быть разделение.
      Педагог выдвигает требования, например:
      - Я должен иметь возможность прочитать урок, чтобы все видели.
      - Я должен иметь возможность переписываться с каждым учеником отдельно.
      - Я должен иметь возможность раздать ученикам тесты, причем не одинаковые для всех, а каждому индивидуально.
      - Я должен иметь возможность получать оперативную информацию от каждого ученика в течение максимум часа.
      - Я должен иметь возможность общения с родителями ученика так, чтобы ученик не знал об этом.
      и.т.п.
      А технический специалист подберёт программное обеспечение.
      Тесты, качественные презентации и пр. должны вообще разрабатывать другие люди по заказу того же педагога с учётом мнения тех. специалиста (в каком виде и формате, совместимость программ и т.п.)

      Удалить
  2. Пряников Александр Владимирович18 июня 2012 г. в 03:54

    Еще одна проблема - отсутствие нормативно-правовой базы ДО, позволяющей решить большинство задач в рамках единой государственной образовательной политики. В частности, необходимо разработать нормативы по следующим направлениям:
    • введение комбинированных форм обучения, включая ДОТ;
    • разработка и внедрение единого стандарта качества дистанционных образовательных продуктов и технологий;
    • применение здоровьесберегающих технологий в ДО;
    • разработка лицензионных нормативов и аккредитационных требований к ДО;
    • применение норм авторского права в создании и реализации дистанционных курсов;
    • изменение порядка организации труда преподавателей и работников системы дистанционного образования (формирование штатного расписания, нормирование и оплата труда ).
    Данные задачи не могут быть решены в рамках отдельно взятой школы, однако есть возможность их оперативного решения на региональном уровне.
    По части выделения средств и заинтересованности преподавателей в разработке и внедрении ДОТ в учебный процесс - полностью согласен.

    ОтветитьУдалить
  3. Ирма
    У ребенка, обучаемого дистанционно, возникает дифицит общения со сверстниками.
    В связи с этим возникает проблема адаптации в социуме, ребенок замыкается и уходит в себя. Не всегда родители обладают компьтерной грамотностью.
    Необходимо психологическое сопровождение.

    ОтветитьУдалить
  4. Существует немало проблем и препятствий на пути к развитию дистанционного обучения в школах:

    1.Недостаточное финансирование учебных заведений (не все могут позволить себе оплатить услуги провайдеров);
    2.Отсутствие дополнительных кабинетов с выходом в Интернет для свободного посещения;
    3.Отсутствие стимулирующей части для поощрения педагогов поддерживающих систему доп. образования в школе;
    4.Устаревшее оборудование;
    5.Отсутствие компаний для сопровождения и технического обслуживания парка компьютерной техники в школах.

    ОтветитьУдалить
  5. Согласна с предыдущими комментариями. Проблем действительно много. Нужно будет решить прежде всего финансовый вопрос.

    ОтветитьУдалить
  6. Считаю главной проблемой является отсутствие средств финансирования для решения данного вопроса.

    ОтветитьУдалить
  7. Одна из наиболее серьёзных проблем в дистанционном обучении учителей - это возникающая перегрузка учителя, вынужденного учиться "без отрыва от производства". А ведь всё большая часть курсов повышения квалификации переходит в дистанционную форму.
    Здесь, как мне кажется, следует рассмотреть возможность максимальной интеграции обучения учителя с осуществляемой им деятельностью непосредственно в школе. Дистанционные курсы должны обогащать учителя содержанием и вооружать практическими навыками, чтобы он мог незамедлительно применить это на практике. В этом случае возможна обратная связь с преподавателем курсов и корректировка работы. Думаю, что только тогда мы сведём перегруз учителя к минимуму. Таким образом, содержание дистанционных курсов должно быть пересмотрено, переработано под систему дистанционного обучения и современные педагогические реалии.

    ОтветитьУдалить
  8. Считаю, что одной из проблем в дистанционном повышении квалификации педагогических работников является низкая ИКТ-компетентность. Для того чтобы полностью овладеть данной технологией обучения педагог должен уметь пользоваться не только электронной почтой, а уметь устанавливать необходимое для прохождения курса программное обеспечение и работать с ним, использовать сервисы Google , обладать навыками работы с вики-сайтами, участвовать в форумах и др. Основной курс обучения педагогов по проблеме «ИТ в образовании», который в большинстве своем прошли учителя, не обучил этому, поэтому в школе должна быть организована методическая помощь по освоению данного метода повышения квалификации, хотя бы на первых порах. Для начинающих, встретилась с этим на практике, очень полезными были такие курсы как «Информационные технологии в проектной деятельности» (Интел), «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» (Открытый класс). После прохождения их педагог уже сможет обучаться дистанционно, а также использовать элементы дистанционных технологий в обучении школьников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Устанавливать ПО - не работа педагога. Если педагог устанавливает ПО, то кого-то нужно срочно выгонять из школы, либо этого педагога, либо директора.
      Педагог знаком с вопросами лицензирования ПО? Педагог разбирается в вопросах совместимости ОС и ПО? Он разбирается в вопросах компьютерной безопасности? Он хотя бы может отличить пиратский диск от лицензионного?
      Педагог при нормальной организации труда НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВА что-то устанавливать на своём компьютере. Тем более самостоятельно.

      Удалить
    2. Конечно же, в школе педагог не должен заниматься установкой ПО, но обычно педагоги обучаются дистанционно на домашних компьютерах (ведь невозможно после проведения 5-6 уроков и доп.занятий приступить к выполнению заданий курса не отдохнув)и вот тут то и возникает куча проблем, поэтому и ноутбуки приносят в школу, и домой зовут, и по телефону консультируются. Кто ему это ПО и ОС на домашний компьютер устанавливает? Кто ему дома рассказывает о лицензирования ПО и совместимости программ, о безопасности? У нас в школе организованна методическая поддержка в форме индивидуальных консультаций и групповые занятия в поддержку дистанционных курсов, а также общей компьютерной грамотности. С приобретением опыта работы в дистанционном режиме педагог уже не только самостоятельно справляется с обучением, но и делится своим опытом с коллегами.

      Удалить
  9. Сложно представить себе современного грамотного учителя, не владеющего ИКТ-компетенциями. Для него путь в дистанционное обучение закрыт! Он сам должен в первую очередь научиться учиться (простите за тавтологию)дистанционно. Кстати, вопреки бытующему мнению, это совсем несложно.

    ОтветитьУдалить
  10. Согласна с М.Вишневской. На данный момент моя компания (Полимедиа), как поставщик оборудования и ПО для образовательных учреждений разного уровня, делает все для того что бы самим учителям было легче овладеть технологиями. Да и сами производители идут навстречу. Например на многие мультимедийные экраны не надо устанавливать ПО и обновления. При подключении панель сама обновляется. Да и много международных сайтов и порталов, где выложены уроки и идет общение преподавателей. Кому интересно, могу рассказать подробнее. Или на данный момент через дилера будут поставки в ПАГС, можно с ними пообщаться.
    Марина.

    ОтветитьУдалить