Самая главная проблема в том, что проблему хотят решить, не тратя средств. И вторая проблема в том, что её стараются решить "сверху", то есть бюрократическими методами. Как бы видел решение проблемы я? Очень просто. 1. Школе даётся задание организовать ДО для N-го количества учеников. 2. В школе назначается заместитель директора по ДО. 3. В школе выделяется технический IT-специалист. По идее такой специалист обязан быть уже при наличии 5 компьютеров в школе, на практике их нет и при 50 компьютерах. Если в школе IT-техники мало, специалист выделяется управлением образования на несколько школ(например, сельских). 4. Ответственный завуч выдвигает систему требований, технический специалист на их основе предлагает технические решения (необходимое оборудование, программное обеспечение и пр.) 5. Назначаются требуемые программные курсы и преподаватели, ведущие эти курсы. Организуются испытательные группы учащихся. Первоначально планируются курсы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО обучения (вроде предметных кружков). 6. Преподаватели представляют программы курсов. С техническим специалистом ведётся поиск решений для их осуществления. Проводится несколько "уроков в пустоту", для отработки и начинаются занятия на курсах. 7. Учитывая то, что на преподавателя при этом ложится дополнительная нагрузка по разработке внедрению новых технологий, прочая учебная и внеклассная нагрузка на него должна быть снижена без ущерба в заработной плате. Более того, он должен получить ощутимую финансовую прибавку, чтобы стать заинтересованным в такой работе, иначе она станет нагрузкой от которой будут пытаться избавиться. 8. После определения требуемых технических средств должны быть поставлены чёткие сроки внедрения. Необходимые финансовые средства должны быть выделены немедленно и в полном объёме, иначе внедрение "повиснет" из-за нерадивости сотрудников, которую они спишут на недостаток финансирования. ИМХО, любое внедрение чего-то при недостаточном финансировании - имитация внедрения.
Как технический специалист не вижу никаких технических трудностей подобного внедрения. Могу внедрить в школе подобную систему в достаточно ограниченные сроки. Требования, финансы, люди - всё, что необходимо. Заранее знаю, как всё это будет выглядеть "в реале". В школы "спустят" указания использовать какой-нибудь "готовый" портал (скорее всего, использующий Moodle). Преподавателей заставят опубликовать там "свои уроки", которые они на 99% перепишут с учебников и друг у друга. Опубликуют несколько "самолепленных" презентаций и перепечатанных откуда-то тестов. Несмотя на имеющиеся более передовые (и кстати в большинстве бесплатные) технологии, "сверху" вменят "пользоваться этим". Учителей будут нагружать "дистанционкой", ничего не давая взамен. И "внедрение" будут осуществлять не считаясь с мнением школьного IT-специалиста (скорее всего его не будет вовсе, - крутитесь так).
Я согласна, что проблему дистанционного обучения указом « сверху» не решить. Но меня всегда пугает простое решение сложных задач. С Вашей точки зрения, достаточно найти технического специалиста, который сможет создать уникальные тесты и не избитые презентации за определенную сумму. Или кроме технических специалистов в этом процессе будут участвовать педагоги? Зная объем работ и их примерную стоимость, я могу предположить, что это будет очень не дешево. Попытки создания таких курсов не получились ни у Телешколы, ни у Км-школы. А чем Вас не устраивает Moodle? В Саратове на нем работают не только школы, но и многие ВУЗы. Эта оболочка используется более чем в 100 странах.
Здесь должно быть разделение. Педагог выдвигает требования, например: - Я должен иметь возможность прочитать урок, чтобы все видели. - Я должен иметь возможность переписываться с каждым учеником отдельно. - Я должен иметь возможность раздать ученикам тесты, причем не одинаковые для всех, а каждому индивидуально. - Я должен иметь возможность получать оперативную информацию от каждого ученика в течение максимум часа. - Я должен иметь возможность общения с родителями ученика так, чтобы ученик не знал об этом. и.т.п. А технический специалист подберёт программное обеспечение. Тесты, качественные презентации и пр. должны вообще разрабатывать другие люди по заказу того же педагога с учётом мнения тех. специалиста (в каком виде и формате, совместимость программ и т.п.)
Еще одна проблема - отсутствие нормативно-правовой базы ДО, позволяющей решить большинство задач в рамках единой государственной образовательной политики. В частности, необходимо разработать нормативы по следующим направлениям: • введение комбинированных форм обучения, включая ДОТ; • разработка и внедрение единого стандарта качества дистанционных образовательных продуктов и технологий; • применение здоровьесберегающих технологий в ДО; • разработка лицензионных нормативов и аккредитационных требований к ДО; • применение норм авторского права в создании и реализации дистанционных курсов; • изменение порядка организации труда преподавателей и работников системы дистанционного образования (формирование штатного расписания, нормирование и оплата труда ). Данные задачи не могут быть решены в рамках отдельно взятой школы, однако есть возможность их оперативного решения на региональном уровне. По части выделения средств и заинтересованности преподавателей в разработке и внедрении ДОТ в учебный процесс - полностью согласен.
Ирма У ребенка, обучаемого дистанционно, возникает дифицит общения со сверстниками. В связи с этим возникает проблема адаптации в социуме, ребенок замыкается и уходит в себя. Не всегда родители обладают компьтерной грамотностью. Необходимо психологическое сопровождение.
Существует немало проблем и препятствий на пути к развитию дистанционного обучения в школах:
1.Недостаточное финансирование учебных заведений (не все могут позволить себе оплатить услуги провайдеров); 2.Отсутствие дополнительных кабинетов с выходом в Интернет для свободного посещения; 3.Отсутствие стимулирующей части для поощрения педагогов поддерживающих систему доп. образования в школе; 4.Устаревшее оборудование; 5.Отсутствие компаний для сопровождения и технического обслуживания парка компьютерной техники в школах.
Одна из наиболее серьёзных проблем в дистанционном обучении учителей - это возникающая перегрузка учителя, вынужденного учиться "без отрыва от производства". А ведь всё большая часть курсов повышения квалификации переходит в дистанционную форму. Здесь, как мне кажется, следует рассмотреть возможность максимальной интеграции обучения учителя с осуществляемой им деятельностью непосредственно в школе. Дистанционные курсы должны обогащать учителя содержанием и вооружать практическими навыками, чтобы он мог незамедлительно применить это на практике. В этом случае возможна обратная связь с преподавателем курсов и корректировка работы. Думаю, что только тогда мы сведём перегруз учителя к минимуму. Таким образом, содержание дистанционных курсов должно быть пересмотрено, переработано под систему дистанционного обучения и современные педагогические реалии.
Считаю, что одной из проблем в дистанционном повышении квалификации педагогических работников является низкая ИКТ-компетентность. Для того чтобы полностью овладеть данной технологией обучения педагог должен уметь пользоваться не только электронной почтой, а уметь устанавливать необходимое для прохождения курса программное обеспечение и работать с ним, использовать сервисы Google , обладать навыками работы с вики-сайтами, участвовать в форумах и др. Основной курс обучения педагогов по проблеме «ИТ в образовании», который в большинстве своем прошли учителя, не обучил этому, поэтому в школе должна быть организована методическая помощь по освоению данного метода повышения квалификации, хотя бы на первых порах. Для начинающих, встретилась с этим на практике, очень полезными были такие курсы как «Информационные технологии в проектной деятельности» (Интел), «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» (Открытый класс). После прохождения их педагог уже сможет обучаться дистанционно, а также использовать элементы дистанционных технологий в обучении школьников.
Устанавливать ПО - не работа педагога. Если педагог устанавливает ПО, то кого-то нужно срочно выгонять из школы, либо этого педагога, либо директора. Педагог знаком с вопросами лицензирования ПО? Педагог разбирается в вопросах совместимости ОС и ПО? Он разбирается в вопросах компьютерной безопасности? Он хотя бы может отличить пиратский диск от лицензионного? Педагог при нормальной организации труда НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВА что-то устанавливать на своём компьютере. Тем более самостоятельно.
Конечно же, в школе педагог не должен заниматься установкой ПО, но обычно педагоги обучаются дистанционно на домашних компьютерах (ведь невозможно после проведения 5-6 уроков и доп.занятий приступить к выполнению заданий курса не отдохнув)и вот тут то и возникает куча проблем, поэтому и ноутбуки приносят в школу, и домой зовут, и по телефону консультируются. Кто ему это ПО и ОС на домашний компьютер устанавливает? Кто ему дома рассказывает о лицензирования ПО и совместимости программ, о безопасности? У нас в школе организованна методическая поддержка в форме индивидуальных консультаций и групповые занятия в поддержку дистанционных курсов, а также общей компьютерной грамотности. С приобретением опыта работы в дистанционном режиме педагог уже не только самостоятельно справляется с обучением, но и делится своим опытом с коллегами.
Сложно представить себе современного грамотного учителя, не владеющего ИКТ-компетенциями. Для него путь в дистанционное обучение закрыт! Он сам должен в первую очередь научиться учиться (простите за тавтологию)дистанционно. Кстати, вопреки бытующему мнению, это совсем несложно.
Согласна с М.Вишневской. На данный момент моя компания (Полимедиа), как поставщик оборудования и ПО для образовательных учреждений разного уровня, делает все для того что бы самим учителям было легче овладеть технологиями. Да и сами производители идут навстречу. Например на многие мультимедийные экраны не надо устанавливать ПО и обновления. При подключении панель сама обновляется. Да и много международных сайтов и порталов, где выложены уроки и идет общение преподавателей. Кому интересно, могу рассказать подробнее. Или на данный момент через дилера будут поставки в ПАГС, можно с ними пообщаться. Марина.
Самая главная проблема в том, что проблему хотят решить, не тратя средств. И вторая проблема в том, что её стараются решить "сверху", то есть бюрократическими методами.
ОтветитьУдалитьКак бы видел решение проблемы я?
Очень просто.
1. Школе даётся задание организовать ДО для N-го количества учеников.
2. В школе назначается заместитель директора по ДО.
3. В школе выделяется технический IT-специалист. По идее такой специалист обязан быть уже при наличии 5 компьютеров в школе, на практике их нет и при 50 компьютерах. Если в школе IT-техники мало, специалист выделяется управлением образования на несколько школ(например, сельских).
4. Ответственный завуч выдвигает систему требований, технический специалист на их основе предлагает технические решения (необходимое оборудование, программное обеспечение и пр.)
5. Назначаются требуемые программные курсы и преподаватели, ведущие эти курсы. Организуются испытательные группы учащихся. Первоначально планируются курсы ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО обучения (вроде предметных кружков).
6. Преподаватели представляют программы курсов. С техническим специалистом ведётся поиск решений для их осуществления. Проводится несколько "уроков в пустоту", для отработки и начинаются занятия на курсах.
7. Учитывая то, что на преподавателя при этом ложится дополнительная нагрузка по разработке внедрению новых технологий, прочая учебная и внеклассная нагрузка на него должна быть снижена без ущерба в заработной плате. Более того, он должен получить ощутимую финансовую прибавку, чтобы стать заинтересованным в такой работе, иначе она станет нагрузкой от которой будут пытаться избавиться.
8. После определения требуемых технических средств должны быть поставлены чёткие сроки внедрения. Необходимые финансовые средства должны быть выделены немедленно и в полном объёме, иначе внедрение "повиснет" из-за нерадивости сотрудников, которую они спишут на недостаток финансирования. ИМХО, любое внедрение чего-то при недостаточном финансировании - имитация внедрения.
Как технический специалист не вижу никаких технических трудностей подобного внедрения. Могу внедрить в школе подобную систему в достаточно ограниченные сроки. Требования, финансы, люди - всё, что необходимо.
Заранее знаю, как всё это будет выглядеть "в реале".
В школы "спустят" указания использовать какой-нибудь "готовый" портал (скорее всего, использующий Moodle). Преподавателей заставят опубликовать там "свои уроки", которые они на 99% перепишут с учебников и друг у друга. Опубликуют несколько "самолепленных" презентаций и перепечатанных откуда-то тестов. Несмотя на имеющиеся более передовые (и кстати в большинстве бесплатные) технологии, "сверху" вменят "пользоваться этим". Учителей будут нагружать "дистанционкой", ничего не давая взамен. И "внедрение" будут осуществлять не считаясь с мнением школьного IT-специалиста (скорее всего его не будет вовсе, - крутитесь так).
Я согласна, что проблему дистанционного обучения указом « сверху» не решить. Но меня всегда пугает простое решение сложных задач. С Вашей точки зрения, достаточно найти технического специалиста, который сможет создать уникальные тесты и не избитые презентации за определенную сумму. Или кроме технических специалистов в этом процессе будут участвовать педагоги? Зная объем работ и их примерную стоимость, я могу предположить, что это будет очень не дешево. Попытки создания таких курсов не получились ни у Телешколы, ни у Км-школы.
УдалитьА чем Вас не устраивает Moodle? В Саратове на нем работают не только школы, но и многие ВУЗы. Эта оболочка используется более чем в 100 странах.
Здесь должно быть разделение.
УдалитьПедагог выдвигает требования, например:
- Я должен иметь возможность прочитать урок, чтобы все видели.
- Я должен иметь возможность переписываться с каждым учеником отдельно.
- Я должен иметь возможность раздать ученикам тесты, причем не одинаковые для всех, а каждому индивидуально.
- Я должен иметь возможность получать оперативную информацию от каждого ученика в течение максимум часа.
- Я должен иметь возможность общения с родителями ученика так, чтобы ученик не знал об этом.
и.т.п.
А технический специалист подберёт программное обеспечение.
Тесты, качественные презентации и пр. должны вообще разрабатывать другие люди по заказу того же педагога с учётом мнения тех. специалиста (в каком виде и формате, совместимость программ и т.п.)
Еще одна проблема - отсутствие нормативно-правовой базы ДО, позволяющей решить большинство задач в рамках единой государственной образовательной политики. В частности, необходимо разработать нормативы по следующим направлениям:
ОтветитьУдалить• введение комбинированных форм обучения, включая ДОТ;
• разработка и внедрение единого стандарта качества дистанционных образовательных продуктов и технологий;
• применение здоровьесберегающих технологий в ДО;
• разработка лицензионных нормативов и аккредитационных требований к ДО;
• применение норм авторского права в создании и реализации дистанционных курсов;
• изменение порядка организации труда преподавателей и работников системы дистанционного образования (формирование штатного расписания, нормирование и оплата труда ).
Данные задачи не могут быть решены в рамках отдельно взятой школы, однако есть возможность их оперативного решения на региональном уровне.
По части выделения средств и заинтересованности преподавателей в разработке и внедрении ДОТ в учебный процесс - полностью согласен.
Ирма
ОтветитьУдалитьУ ребенка, обучаемого дистанционно, возникает дифицит общения со сверстниками.
В связи с этим возникает проблема адаптации в социуме, ребенок замыкается и уходит в себя. Не всегда родители обладают компьтерной грамотностью.
Необходимо психологическое сопровождение.
Существует немало проблем и препятствий на пути к развитию дистанционного обучения в школах:
ОтветитьУдалить1.Недостаточное финансирование учебных заведений (не все могут позволить себе оплатить услуги провайдеров);
2.Отсутствие дополнительных кабинетов с выходом в Интернет для свободного посещения;
3.Отсутствие стимулирующей части для поощрения педагогов поддерживающих систему доп. образования в школе;
4.Устаревшее оборудование;
5.Отсутствие компаний для сопровождения и технического обслуживания парка компьютерной техники в школах.
Согласна с предыдущими комментариями. Проблем действительно много. Нужно будет решить прежде всего финансовый вопрос.
ОтветитьУдалитьСчитаю главной проблемой является отсутствие средств финансирования для решения данного вопроса.
ОтветитьУдалитьОдна из наиболее серьёзных проблем в дистанционном обучении учителей - это возникающая перегрузка учителя, вынужденного учиться "без отрыва от производства". А ведь всё большая часть курсов повышения квалификации переходит в дистанционную форму.
ОтветитьУдалитьЗдесь, как мне кажется, следует рассмотреть возможность максимальной интеграции обучения учителя с осуществляемой им деятельностью непосредственно в школе. Дистанционные курсы должны обогащать учителя содержанием и вооружать практическими навыками, чтобы он мог незамедлительно применить это на практике. В этом случае возможна обратная связь с преподавателем курсов и корректировка работы. Думаю, что только тогда мы сведём перегруз учителя к минимуму. Таким образом, содержание дистанционных курсов должно быть пересмотрено, переработано под систему дистанционного обучения и современные педагогические реалии.
Этот комментарий был удален автором.
УдалитьСчитаю, что одной из проблем в дистанционном повышении квалификации педагогических работников является низкая ИКТ-компетентность. Для того чтобы полностью овладеть данной технологией обучения педагог должен уметь пользоваться не только электронной почтой, а уметь устанавливать необходимое для прохождения курса программное обеспечение и работать с ним, использовать сервисы Google , обладать навыками работы с вики-сайтами, участвовать в форумах и др. Основной курс обучения педагогов по проблеме «ИТ в образовании», который в большинстве своем прошли учителя, не обучил этому, поэтому в школе должна быть организована методическая помощь по освоению данного метода повышения квалификации, хотя бы на первых порах. Для начинающих, встретилась с этим на практике, очень полезными были такие курсы как «Информационные технологии в проектной деятельности» (Интел), «Сетевые педагогические сообщества как форма профессионального развития» (Открытый класс). После прохождения их педагог уже сможет обучаться дистанционно, а также использовать элементы дистанционных технологий в обучении школьников.
ОтветитьУдалитьУстанавливать ПО - не работа педагога. Если педагог устанавливает ПО, то кого-то нужно срочно выгонять из школы, либо этого педагога, либо директора.
УдалитьПедагог знаком с вопросами лицензирования ПО? Педагог разбирается в вопросах совместимости ОС и ПО? Он разбирается в вопросах компьютерной безопасности? Он хотя бы может отличить пиратский диск от лицензионного?
Педагог при нормальной организации труда НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВА что-то устанавливать на своём компьютере. Тем более самостоятельно.
Конечно же, в школе педагог не должен заниматься установкой ПО, но обычно педагоги обучаются дистанционно на домашних компьютерах (ведь невозможно после проведения 5-6 уроков и доп.занятий приступить к выполнению заданий курса не отдохнув)и вот тут то и возникает куча проблем, поэтому и ноутбуки приносят в школу, и домой зовут, и по телефону консультируются. Кто ему это ПО и ОС на домашний компьютер устанавливает? Кто ему дома рассказывает о лицензирования ПО и совместимости программ, о безопасности? У нас в школе организованна методическая поддержка в форме индивидуальных консультаций и групповые занятия в поддержку дистанционных курсов, а также общей компьютерной грамотности. С приобретением опыта работы в дистанционном режиме педагог уже не только самостоятельно справляется с обучением, но и делится своим опытом с коллегами.
УдалитьСложно представить себе современного грамотного учителя, не владеющего ИКТ-компетенциями. Для него путь в дистанционное обучение закрыт! Он сам должен в первую очередь научиться учиться (простите за тавтологию)дистанционно. Кстати, вопреки бытующему мнению, это совсем несложно.
ОтветитьУдалитьСогласна с М.Вишневской. На данный момент моя компания (Полимедиа), как поставщик оборудования и ПО для образовательных учреждений разного уровня, делает все для того что бы самим учителям было легче овладеть технологиями. Да и сами производители идут навстречу. Например на многие мультимедийные экраны не надо устанавливать ПО и обновления. При подключении панель сама обновляется. Да и много международных сайтов и порталов, где выложены уроки и идет общение преподавателей. Кому интересно, могу рассказать подробнее. Или на данный момент через дилера будут поставки в ПАГС, можно с ними пообщаться.
ОтветитьУдалитьМарина.